Дополнительные сборы в системе образования недопустимы.

 

 

Дополнительные сборы в системе образования недопустимы.

 

 

Дополнительные сборы в системе образования недопустимы.

 

Поступающие в органы прокуратуры республики обращения граждан и анализ практики прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства об образовании, свидетельствуют о распространенных фактах неправомерного сбора денежных средств с родителей обучающихся, воспитанников дошкольных и общеобразовательных учреждений.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Обязанности по приобретению имущества, средств личной гигиены, проведение ремонтных работ в учреждении названным законом возложены на образовательную организацию.

Образовательные организации, принимая решения об оказании родителями и иными законными представителями «спонсорской помощи», предоставленным правом злоупотребляют.

В результате этого добровольные пожертвования превращаются в принудительный сбор денежных средств.

Допускаются множественные случаи  незаконного привлечения денежных средств родителей и иных законных представителей воспитанников и обучающихся под предлогом  добровольных пожертвований и благотворительной деятельности на текущие нужды детский садов и школ, а именно, на ремонт классных, групповых помещений, охрану образовательных организаций, приобретение мебели,  установку окон, а также на иные материальные ценности, которые должны финансироваться из бюджета.

Действующее законодательство не содержит запрета на оказание родителями материальной (благотворительной) помощи образовательным организациям.

Вместе с тем, Федеральным законом от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлен принцип добровольности такой помощи. Принудительный сбор с родителей денежных средств не допустим.

Соответственно, инициатива оказания помощи школе или детскому саду должна исходить от родителей и носить исключительно добровольный характер для каждого.

Таким образом, установление и взимание с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые в пределах соответствующего федерального государственного образовательного стандарта образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, прямо противоречит законодательству Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.

В соответствии со статьями 7 и 93 Федерального закона функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.