Коллективная работа учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства.

 

 

Коллективная работа учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства.

 

 

                                     Коллективная работа учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства.

                                                      (автор статьи Иванова Ольга Викторовна, учитель изобразительного искусства и технологии) 

 

Урок является основной организационной формой обучения в школе. Как сделать его интересным, запоминающимся, как  привлечь школьников к активной работе? Каждый учитель находит свои разнообразные формы и методы «оживления» урока, ведь при проведении шаблонных, однообразных занятий снижается уровень знаний, теряется интерес к изучению предмета.

Наблюдая на своих уроках за детьми, я заметила, что ребятам очень нравиться работать сообща, поэтому всё чаще стала применять различные формы коллективной работы.

Совместная деятельность на уроках способствует формированию положительных взаимоотношений друг с другом, умению сотрудничать, обмениваться опытом, полезной информацией. А если учесть то обстоятельство, что в некоторых семьях у родителей нет возможности уделять достаточное количество времени на воспитание детей, помогать им эмоционально приспосабливаться в обществе, то использование коллективной формы работы на уроке и во внеурочное время дает таким ребятам возможность развивать коммуникативные навыки, учиться общению со сверстниками.

Психологами  Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым выделены три формы организации совместной деятельности.

- совместно-индивидуальная (участники сначала работают индивидуально с учетом единого замысла, а  на завершающем этапе деятельность каждого становиться частью общей композиции);

- совместно-последовательная (предполагает  работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участника);

- совместно-взаимодействующая(совместная работа ведется одновременно всеми участниками, действия согласовываются на каждом этапе).

В своей практике я чаще всего применяю совместно-индивидуальную форму деятельности. Например, на уроках изобразительного искусства, в 5 классе, при изучении темы «Монотипия» (по программе В.С. Кузина),  дети изготавливают бабочек в этой технике каждый индивидуально и в конце урока прикрепляют их на заранее подготовленный  рисунок с изображением летнего луга.

Этот приём я часто использую на уроках технологии при изучении тем по народному костюму в 7-8 классах. В этом случае учащиеся изготавливают кукол из ткани и ниток, украшают их кусочками тесьмы, вышивками, бисером и крепят на панно, выполненное в лоскутной технике на пенопласте. В результате получается своеобразная выставка работ. Дети могут оценить и свою работу и работу товарищей, обсудить результат совместной деятельности. Композиции всегда получаются очень яркими, эффектными, их можно использовать для украшения класса, библиотеки и т.д.

Но чаще всего такую форму работы я применяю, чтобы обобщить тему четверти или завершить цикл уроков. Например, в 6 классе после изучения раздела «Особенности анималистического жанра» ребята работают над композициями «Весёлый зоопарк», «В деревне», а в 7 классе после завершения цикла уроков «Многонациональное отечественное искусство» работают над композициями «Народный праздник», «Край родной».

Следует всегда планировать коллективную деятельность учащихся.

Необходимо предусмотреть ряд моментов,  от которых будет зависеть успешность выполнения творческой работы, особенно при совместно-индивидуальной форме деятельности, так как  на первом этапе дети работают индивидуально и только потом работа  соединяется в общую композицию.

При планировании необходимо:

- продумать композиционное и колористическое решение;

- определить соразмерность деталей композиции;

- определить единый изобразительный материал;

- определить технику сборки (монтажа).

Очень интересна совместно-взаимодействующая форма работы, так как в процессе этой деятельности происходит постоянное общение детей. Ребята учатся сотрудничать, уважать чужую инициативу, отстаивать свои идеи в процессе работы.

Мной был организован общешкольный конкурс «Декоративное панно- творчество для всех».  В работе были задействованы учащиеся 5-8 классов. Ученикам было предложено создать панно в любой технике на любую тему. В классах были организованны группы, каждая из которых выполняла определенную часть работы, постоянно согласовывая свою деятельность с другими ребятами. В ходе этой деятельности получилась целая выставка работ. «Кошкин дом», «Страна Смешария», «Парад планет», «Зарождение жизни на Земле» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

По названиям видно, насколько разнообразны детские фантазии. Победителей этого конкурса определяли путем голосования все желающие учащиеся школы.

Процесс работы настолько понравился детям, что было решено  продолжить выполнение коллективных работ, но выбрать другое направление. Результатом коллективной работы будут макеты на историческую тему.

На уроках технологии и изобразительного искусства я часто использую проектный метод обучения.   Работа над проектом вырабатывает устойчивый интерес к предмету, вызывает  потребность в творческих поисках, расширяет кругозор, побуждает к исследовательской работе, развивает коммуникативные навыки.

На моих уроках дети чаще всего выполняют творческие и исследовательские проекты. Каждый проект, как правило, сопровождается презентациями. Ребятам нравится выполнять эту работу в группах. Группы обычно создаются по интересам, количество участников составляет 4-5 человек. В команде, работающей над проектом и презентацией,  есть главный редактор, музыкальный редактор, корректор, дизайнер. Каждый участник отвечает за свое направление, вкладывая частичку своего труда в общее дело.

Ребята проводят исследовательские работы по темам «Творчество художников», «Особенности национального костюма», «Национальное декоративно-прикладное искусство» и  по другим темам, которые их интересуют.

Благодаря полученным результатам, я сделала вывод, что коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников. Она активизирует развитие творческого потенциала, формирует и совершенствует навыки совместной работы, способствует вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс, помогает обобщать знания и умения, увеличивает потребность в эстетическом общении и повышает интерес к изобразительной деятельности.

 

 

              Список литературы:

 

           1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М. 1981.

           2. Колякина В.И. Методика организации уроков. - М. 2002.

           3. Комарова Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей-М. 1998