Страница Павловой Людмилы Вячеславовны

  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №64»

города Чебоксары Чувашской Республики

 

Страница Павловой Людмилы Вячеславовны

 

  

Интегрированный урок литература и география (7 класс).

Бескорыстная любовь к обыкновенной земле (по очеркам «Мещёрская сторона»).

 

Учитель русского языка и литературы: Павлова Л.В.

Учитель географии: Чуплыгина Н.А.

 

Цель урока: формулирование  понятия «вечные ценности» на примере текста К.Г. Паустовского.

Ожидаемые  результаты:

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах .

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

 

Ход урока

I. Введение в тему.Актуализация знаний

Вступление: Учитель литературы и учитель географии.

Здравствуйте, сегодня  мы  с вами проведем необычный урок по изучению произведения К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона».   Он объединяет в себе материал и решает задачи двух школьных предметов – литературы и географии. Это стало возможным, так как в данном произведении Константин Георгиевич Паустовский выступает и как географ, и как писатель.

II. Работа с текстом.

1. Работа с текстом до чтения.

- Какие произведения Константина Паустовского вы уже читали? О чем он писал?

(Рассказы «Кот-ворюга», «Старик в станционном буфете», «Корзина с еловыми шишками», писал о природе, о красоте, об известных композиторах и художниках).

- Какому жанру мы отнесем произведение Константина Паустовского «Мещёрская сторона»? (Повесть).

- Как вы это определили? Почему вы так решили? (Ученики перечисляют признаки повести).

Учитель литературы: Паустовский делает оговорку, что «нарушил обычай географов», начав свое повествование не с долгот и широт края, а с «обыкновенных» красок, звуков и запахов Мещёры.

Учитель географии: Так ли это?

Давайте познакомимся с историей возникновения авторского замысла. Работа с тестом в парах.

            Однажды Паустовский, как обычно, зашёл в магазин запокупкам, которые продавщица привычно упаковала в плотную бумагу. Дома писатель достал из свёртка сахар и пачку чая и уже хотел было скомкать обёрточную бумагу, как вдруг заметил, что она не совсем обычная. Оказывается, покупки ему завернули в обрывок географической карты. На этом обрывке уместился целый край с неровными пятнами озёр, синими нитями речек, с ядовитого цвета болотами и зелёными лесами. Рядом с маленькими кружочками притаились чудные названия населённых пунктов: Спас-Клёпики, Солотча, Тума, Гусь… А поперёк всего этого раздолья бежали крупные буквы, образуя таинственное слово, - МЕЩЁРА.

            Паустовский до этого не только никогда не был в этом крае, но даже не слышал о нём. Побывать в Мещёре и открыть её для себя и других – такое слово дал себе писатель и сдержал его.

Отвечают на вопросы:

- Почему  писатель захотел познакомиться с Мещёрой?

- Что послужило причиной этому? (Рассматривание карты привело писателя к такому решению).

- Какие географические названия встречаются в повести? (Владимир, Рязань, Москва, Гусь-Хрустальный, Тума, Полесье, Урал).

- Найдите в тексте информацию о географическом положении Мещёрского края.

- Работа в парах: Составление краткой географической характеристики Мещерского края. (Географическое описание.) Приложение 1

- Что характерно для Мещерского края?

- Как Паустовский называет эту землю?(Обыкновенная земля).

 - Найдите в тексте, как об этом пишет К. Паустовский.

Учитель литературы:

- Какое значение имеет слово обыкновенная? Подберите синонимы к этому слову.

Обыкновенная – обычная, небогатая, неяркая, привычная, неприметная, скромная, невыразительная, как все.     В Толковом словаре С.И. Ожегова: «Обыкновенный – обычный, ничем не выделяющийся».    

 

2. Работа с текстом  во время  чтения. Выборочное чтение

Учитель географии:Из текста отвечают на вопрос:  Что обыкновенного можно услышать и увидеть в Мещерском крае? (Работа в паре).

 

Постановка проблемного вопроса.

  

 - Но при этом К.Г. Паустовский говорит: «Но все же край этот обладает большой притягательной силой», в нем заключена вся прелесть и разнообразие русской природы. Не кажется ли вам, что в повести Паустовский доказывает обратное (то, что это НЕобыкновенная земля)?

- Какой возникает вопрос?

Почему автор считает  необыкновенной эту обыкновенную землю?

 

 

ОБЫКНОВЕННАЯ        НО          НЕОБЫКНОВЕННАЯ

 

Леса                                                       Волшебные краски

                           Луга                                                       Необычные звуки

                           Озера                                                     Чудесные запахи   

                           Болота                                                    Таинственность               

 

Учитель литературы: Групповаяработа. Что необычное можно найти в Мещёрском крае?

 

1 группа: Что необычного можно увидеть в Мещёрском крае?

Выпишите  предложения или словосочетания, в которых есть цветовые образы Мещёры. 

А) «…лиловые колокольчики на полянах»                                                      

Б) «Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой».

В) «…блеснет…озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало».

Г) «Небо на востоке зеленеетГолубым хрусталём загорается на заре Венера».

Д) «…роса стекает по белым стволам».    

Е) «В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озёрах за Прой – чуть синеватая».

Ё)  «По утрам солнце бьёт в беседку сквозь пурпурнуюлиловуюзелёную и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной ёлки».

Ж)  «Ночная бабочка, похожая на комок серого шёлка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль».

З) Мы «добрались до лесистого бугра и упали на теплую землю, в заросли ландышей. Ландыши уже созрели - меж широких листьев висели твердые оранжевые ягоды».

И) «Солотча - извилистая, неглубокая река. В ее бочагах стоят под берегами стаи язей. Вода в Солотче красного цвета.

К) Если задеть рукой или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль - споры кукушкиного льна. Розовый кипрей цветет невысокими стенами. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.

Вывод: Паустовского видит волшебные, необычные краски в простом, неярком, скромном краю. Нужно всмотреться в привычное, найти то волшебное стеклышко, чтобы замечать всю красоту родного края.

 

2 группа: Что необычного можно услышать в Мещёрском крае?

Выпишите предложения или словосочетания, в которых есть звуковые образы Мещёры.

А) «На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра».

Б) «Туман шуршит в саду».

В) «Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны».

Г) «Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки».

Д) Хотелось бы  заметить, тишина у Паустовского – это тоже своего рода «звук», её «слышно», как  и остальные звуки.

Е) «Какой-то непонятный звон слышен в лесах – звучание вечера, догоревшего дня».

Ж) «В ветер леса шумят великим океанским гулом».

З) «Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа».

И) «Тишина нарушается только звоном комаров и всплесками рыб».

 Вывод: Мещёра шумит, звенит, поёт на разные голоса. Среди звуков можно отметить природные (птицы, шум леса, всплески рыб) и звуки человеческого присутствия, которые гармонируют с природными.

 

3 группа: Какие запахи можно почувствовать в Мещёрском крае?

Выпишите предложения или словосочетания, которые передают запахи  Мещёры.

А) «От рук героев пахнет «дымом и брусникой».

Б) В бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами».

В) В саду «пахнет дождём – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек».

Г) Когда герой уплывает туманным утром на лодке и растворяется в царстве природы, до него «уже не доносится запах дыма сельских печей».

Д)  «Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба».

Е) «Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, черных коряг».

Ж) «Сладковатый запах водяных лилий смешан с запахом смолы».

Вывод:Ощущение затерянности в этот крае цвета, различных звуков, запахов – всегда счастье для Паустовского.

 

4 группа: Какие тайны хранит Мещёрский край?

Выпишите предложения или словосочетания, которые  передают тайны   Мещёры.

А) «В Солотче вода красного цвета».

Б) «Потом я услышал много рассказов и о зубах мамонта, и о кладах, и о грибах с человеческую голову».

В)  «Мшары – это заросшие в течение тысячелетий озера». «Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден берег озера – «материк» - с его густым сосновым лесом. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником, - бывшие острова».

Г) «Как ступишь ногой, так вся земля под тобой ухнет, загудит, заколышется, как зыбка, ольха закачается, и вода ударит из-под лаптей, прыснет в лицо». «Берега у него были плавучие – не привычные твердые берега, а густое сплетение белокрыльника, багульника, трав, корней и мхов. Берега качались под ногами, как гамак. Под тощей травой стояла бездонная вода».

Д) «Скелет уходил в глубь трясины, не давая опоры для копачей. Пришлось раздеться и спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды. Огромные рога, как и череп, были целы, но крайне непрочны вследствие полнейшей мацерации (размачивания) костей. /…/ Был найден скелет исполинского ископаемого ирландского оленя с размахом рогов в два с половиной метра».

Вывод: Мещера таинственна и необычна!

Учитель географии: - Возвращаемся к проблеме урока. Почему автор считает  необыкновенной эту обыкновенную землю? Как мы можем ответить на этот вопрос? Паустовской видит  необыкновенное в обыкновенном.

 

Работа с текстом  во время  чтения. Диалог с автором.

Учитель литературы: Читаем главу «Бескорыстие» в режиме диалог с автором.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой главе? (О бескорыстии).

- Что такое бескорыстие? (Отсутствие корысти, стремления личной выгоды нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград   за добрые дела.)

Можно еще много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. (Вопрос:ПОЧЕМУ не пишет об этом?)(Предположение:Не это главное, родину любят не за ее богатство) Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния?(Предположение)

Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. (Ответ автора:Любим за ее красоту)

Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно (В: ПОЧЕМУ не сразу  раскрывается красота этого края?) (П: нужно увидеть  необычное в обычном и полюбить этот край).

На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. (О)  И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, (В: ПОЧЕМУ, защищая страну, он будет знать, что защищает этот клочок земли?) (П: он полюбил этот край всем сердцем) научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь. (О: Это настоящая бескорыстная любовь, когда мы не ждем в ответ ничего)

 - Так о чем же глава «Бескорыстие»? (О бескорыстной любви к обыкновенной земле, к родине).

3. Работа с текстом после чтения

Формулируем тему урока

Что до нас хотел донести Паустовский через свое произведение?

- Какова  тема урока?

Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.

Обыкновенная земля достойна любви.

 

III. Итог урока

Учитель литературы: - Что открыла вам повесть Паустовского «Мещёрская сторона»? Чем обогатила вас?

Вывод:

  • Мещёра научила писателя и учит читателя «видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было».
  • Паустовский передал любовь к родному краю в ярком, выразительном художественном слове.

Учитель географии: Любовь к земле требует её изучения, поэтому Паустовский так подробно описывает Мещёру, привлекая сведения из её истории и географии.

Самооценка в группах по алгоритму:

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)? Какую оценку ты себе ставишь?

IV. Домашнее задание

Сочините лирическую миниатюру о своей «обыкновенной» земле, подражая стилю К.Г. Паустовского.

 

 

 

Географическое описание Мещерского края                                                Приложение 1.

Мещера – обширная равнина, расположенная в междуречье Оки и Клязьмы. Если посмотреть на карту, то Мещерская низменность напоминает огромный зеленый треугольник, со всех сторон окруженный голубыми прожилками рек: на Юге – Окой, на севере – Клязьмой, на востоке – Судогдой и Колпью. Возникновение Мещерской низменности связано с деятельностью ледников.Большая часть Мещеры занята лесами и болотами. Почвы здесь бедные. Поэтому и заселена она относительно слабо. Крупные города находятся только на окраинах Мещерской низменности. На западе – это Москва, на севере – Владимир, на юге – Рязань.

 

Мещерские леса

Около половины всей площади Мещеры занимают леса: сосновые на песчаных косогорах, дубовые по более низким местам. Лес в Мещере настолько разнообразен, что никогда не может надоесть. Одетый в буйный зеленый наряд летом, осенью он весь преображается. Осины, ольхи и рябины, словно деревенские девушки в праздник, набрасывают на себя яркие цветные сарафаны да так и стоят на берегах рек и озер, любуясь своей красотой. Встречаются и заболоченные участки леса, поросшие сосняком, багульником низкорослой березой. На возвышенных местах на многие километры тянутся «плантации» сосен, из которых добывают смолу.

 

Мещерские реки

Мещерская низменность не очень богата реками. Плоская, лишенная возвышенностей и водоразделов, она больше известна как край болот и озер. Полноводные реки протекают только по окраинам Мещеры.  Реки в Мещере, как правило, лесные, с медленным течением и темной водой от расположенных рядом болот.

 

Мещерские озера

Мещерские реки, как правило, вытекают из обширных болот и озер. Озера живописные, не похожие одно на другое. Да и цвет воды в них тоже не одинаков. В одних она темная, почти черная, в других – фиолетовая, синеватая или желтовато-зеленая.

Озера тянутся по всей северной окраине низменности до берегов Клязьмы. Многие из них расположены целыми группами, соединены заросшими протоками и служат отличным местом не только для водных походов, но и для рыбной ловли.

В северо-западной части Рязанской Мещеры раскинулся обширный Озерный край. Это цепочка озер, протянувшаяся с севера на юг более чем на 50 километров.

Мещерские озера очень мелки. И чем больше они по площади, тем мельче. Но встречаются в Мещере и небольшие воронкообразыне озера с удивительной чистотой, прозрачной водой, когда на несколько метров вглубь видно крепкое, песчаное дно.

 

Мещерские болота

«Топи да болота» - тоже Мещера. Занимая низинные участки, они тянутся на многие километры, длинными языками вклиниваясь в лесные массивы.

Больше всего низинных болот в центральной и южных частях низменности. Расположены они в поймах рек, в пониженных местах и отдельных западинах. Низинные болота постепенно покрываются мхом, осокой и вейником. На многих из них – они называются болотами переходного типа – растут низкорослая береза и сосна.

Есть и еще один тип болот, расположенных в Мещере, - так называемые верховые. Находятся они на более высоких местах: водоразделах или надпойменных речных террасах. Такие болота покрыты мхом и осокой. На них масса брусники и голубики, растут карликовые сосны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 03.03.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения