Профилактическая работа в школе

 

 

Профилактическая работа в школе


 

2016-2017 учебный год

 

 1. ФЗ от 29.06.2001г. (в ред. от 08.11.2007г.) "Об ограничении курения табака"

 2. Постановление РФ от 08.12.2009г. № 72 "О мерах по пресечению оборота курительных смесей на территории РФ"

 3. Постановление РФ от 31.12.2009г. № 1186 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств"

 4. Указ Президента ЧР от 29.11.2004г. № 129 (в ред. от 04.04.2008 № 32) "О профилактике курения табака" 

 5. Приказ Управления образования администрации города Чебоксары от 19.06.2009 № 113 "О запрете курения табака"

 6. Приказ МБОУ "СОШ № 64" г. Чебоксары от 10.05.2012 № О-164 "О запрете курения табака на территории и в помещениях школы"

 7. ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. ТВОЙ ВЫБОР!!!

 8. Положение о Совете профилактики правонарушений среди обучающихся МБОУ СОШ № 64" г. Чебоксары

 9. Положение об общественном формировании по профилактике наркомании, пропоганде здорового образа жизни (наркологический пост (НАРКОПОСТ)) МБОУ "СОШ № 64" г. Чебоксары

 10.Приказ МБОУ "СОШ №64" г. Чебоксары от 24.07.2015г. № 295 "О мерах по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди

 11.Приказ МБОУ "СОШ №64" г. Чебоксары  от 24.07.2015г. № 298 "Об организации родительского патрулирования"

 12. ПРИКАЗ от 02.08.2016 № О – 291 О мерах по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди обучающихся

 13.План  работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 64» города Чебоксары по  профилактике правонарушений, наркомании,  токсикомании, алкоголизма и  табакокурения и формированию культуры здорового образа жизни среди несовершеннолетних

 

 14. График родительского патрулирования МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары  на I полугодие

 15.План мероприятий по оказанию практической и методической помощи общественным воспитателям подростков, состоящих на учете в КДН.

 16.План мероприятий правовой направленности в МБОУ «СОШ № 64 г. Чебоксары»

 17. План мероприятий,  проводимых в рамках единого дня профилактики

 18.ПЛАН РАБОТЫ по профилактике терроризма, экстремизма в МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары

 19.План работы МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары по профилактике безнадзорности, преступлений  и  правонарушений среди учащихся

20.План работы с детьми, оставшимися  без попечения родителей по микрорайону  МБОУ «СОШ №64»  г.Чебоксары

21.План работы с семьями,находящимися в социально – опасном положении

22.МБОУ «СОШ №64» г. Чебоксары  ПРИКАЗ  02.08.2016г. № О- 289 О мерах по предупреждению дорожно-транспортного травматизма

23.План работы с учащимися, имеющих велосипеды и скутеры
24.План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

 

 

 


 

Система организации профилактической работы с учащимися

МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары ЧР

Социальный педагог Абзеева Е.В.

Педагог-психолог Захарова С.В.

К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.

Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

Система работы классного руководителя с «трудными» учащимися

Система организации профилактической работы с учащимися «группы риска»

Схема действия

по оказанию индивидуальной профилактической работы в школе.

Анализ социально-психологического портрета коллектива учащихся в классе и социального паспорта семьи. Список учащихся и их семей, нуждающихся в проф.работе. Учёт.

Составление комплексного плана работы с учащимися и семьями, находившими в социально опасном положении. Ежедневный контроль посещаемости учащегося в школе.

Ежемесячное обследование семьи учащегося, анализ успеваемости, профилактической работы с семьёй, работы классного руководителя, учителей-предметников.

При необходимости, обращение за помощью в социальные службы и ведомства для оказания воздействия на учащегося или семью, находившеюся в социально-опасном положении.

Снятие с учёта учащегося или семьи, в случае исправления, прошедших реабилитационный период. Контроль за семьёй, учащимся, прошедшими период проф.реабилитации.


Особенности системы работы с учащимися «группы риска»

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно:

1. Классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса.

2. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги.

3. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики.

4. Выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию школы.

Одно из значимых звеньев в данной работе – Совет профилактики школы, в который входят представители администрации, родительского комитета, Совета старшеклассников, сотрудники ОВД (участковые милиционеры), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Взаимодействие школы с субъектами профилактики

Школа по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений тесно сотрудничает с внешними субъектами профилактики:

*ежегодно составляются и реализуются совместные планы с сотрудниками ОВД и ГИБДД;

*ежемесячно (и по мере необходимости) собираются материалы на «трудных» учащихся в районную комиссию по делам несовершеннолетних (КПДН);

*школа обращается в центры помощи семье, социальные службы города, органы опеки и попечительства для организации работы с семьями «группы риска»;

*школа тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования по вопросам занятости школьников во внеурочное время, вовлечение их в кружки и секции.


Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания

Общеклассные и общешкольные конференции

Индивидуальные консультации педагога

Посещения на дому

Родительские тренинги

Дискуссии

Психологические разминки

Круглые столы

Устные журналы

Практикумы

Родительские вечера

Родительские чтения

Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Формы психолого-педагогического просвещения

· Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).

· Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).

· Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

· Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).

· Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

· Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

– особенности здоровья ребенка;

– его увлечения, интересы;

– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;

– особенности характера;

– мотивации учения;

– моральные ценности семьи.

· Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

· Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

2. Плохая память ребенка. Как ее развить?

3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.

4. Наказания детей. Какими им быть?

5. Тревожность детей. К чему она может привести?

6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.

7. Грубость и непонимание в семье.

8. Талантливый ребенок в семье.

9. Друзья детей – друзья или враги?

10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

· Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

· Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

· Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

· Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

  • Работа с неблагополучными семьями

  •  

    Педагогам и родителям на заметку

    Если:

    – ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

    – ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

    – ребенка хвалят, он учится быть благородным;

    – ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

    – ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

    – ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

    – ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

    – ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

    – ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

    – ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

    Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.


    Рекомендации социального педагога Абзеевой Е.В.

    по подготовке к ЕГЭ

    Практические рекомендации для родителей

    Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание».

    Экзамен – сложное испытание и требует мобилизации сил и напряженной умственной работы от выпускника школы. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

    Подчёркивая важность этого события в жизни вашего сына/дочери, ответственность этого момента, старайтесь не нагнетать слишком сильное напряжение – чрезмерная тревога, как и чрезмерная расслабленность препятствуют эффективной подготовке.

    Выпускнику необходимо чувствовать вашу поддержку, а не давление. Выражайте уверенность в его способности справится с этим испытанием.

    Обратите внимание и на свои чувства, связанные с ЕГЭ – если вы испытываете страх, боитесь, что Ваш ребенок не сдаст экзамен – эту тревогу может чувствовать и он – и это уменьшит его уверенность в своих силах. Напротив Ваша уверенность и убежденность в его способностях будет ему помогать.

    Для уменьшения тревоги Вам необходимо получить всю необходимую информацию о ЕГЭ в своем образовательном учреждении. Вы можете также поговорить с классным руководителем - он владеет необходимой информацией.

    Сохраняйте теплые и доверительные отношения с ребёнком в этот непростой период. Пусть он чувствует Вашу заботу и внимание, но не чрезмерную опеку и контроль.

    Организация подготовки к экзамену

    Помогите выпускнику спланировать порядок подготовки, распределить темы по дням. Во время выполнения тестового задания приучайте ребенка ориентироваться во времени и его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

    Приобретите пособия с тестовыми заданиями и устройте дома репетицию экзамена.

    Научите работать с тестами:

    Пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержится, это поможет настроиться на работу. Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования- не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать).

    Если не знаешь ответ на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться. Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

    Накануне экзамена

    Накануне экзамена обеспечьте полноценный отдых, выпускник должен отдохнуть и как следует выспаться. В последний день не нужно интенсивно заниматься, лучше дать организму отдохнуть и набраться сил перед испытанием. Вечером перед экзаменом можно принять теплую ванну с расслабляющими компонентами – хвойный экстракт, морская соль, аромомасла (иланг-иланг, лаванда, сандал, душица, сосна). Успокаивающие средства (валерианку, пустырник) можно дать выпить на ночь перед экзаменом (при необходимости), но ни в коем случае не утром, в день экзамена.

    Накануне экзамена поговорите с ребенком, обсудите его сомнения и страхи по поводу сдачи ЕГЭ, постарайтесь снять излишнее волнение, скажите, что у него все получится.

    Утром, в день экзамена, проснуться поможет запах апельсинов, ритмичная музыка, душ, легкая зарядка. Легкий завтрак, пить лучше простую или минеральную воду.

    Еще раз подбодрите ребенка, скажите, что вы не сомневаетесь в его способности справиться с ЕГЭ, пожелайте удачи, пусть уйдет из дома в хорошем настроении.

    Безопасность

    ОЧЕНЬ ВАЖНО!. Всегда существует некоторый процент детей, не справившихся с ЕГЭ. Кроме того, ребенок может не набрать баллов, достаточных для поступления в тот ВУЗ, в который он хотел поступить. На этот случай семья должна иметь запасной вариант действий, который заранее обсуждается с ребенком – он может найти временную работу, готовится к пересдаче на следующий год, пойти учится на платное заочное отделение, пойти в армию и т.д. Ребенок должен знать, что с ним будет, если он не сдаст ЕГЭ или сдаст недостаточно хорошо. Неудача на экзамене не должна стать жизненной катастрофой, потрясением, с которым он не сможет справиться. Выход есть всегда – это главное, что он должен знать и помнить. Ваши отношения должны быть достаточно теплыми и доверительными, чтобы в случае неудачи ребенок пришел к вам за поддержкой.

    Если ребенок узнал о плохом результате и расстроился, поговорите с ним, постарайтесь успокоить, еще раз проговорите возможные варианты его дальнейшего жизненного пути.

    Объясните, что целая жизнь гораздо больше, чем один несданный экзамен. Приведите примеры из своей жизни или жизни знакомых, которые терпели подобные неудачи, а потом все равно добивались успеха. Предложите ему пригласить друзей, которые могут его поддержать, пусть он не остается наедине со своими тяжелыми чувствами и мыслями

    Выпускникам:

    Прежде чем давать Вам психологические рекомендации, необходимо заметить, что даже если Вы будете сдавать единый государственный экзамен не в своей школе:

    Вас встретят доброжелательные педагоги,

    Каждый будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами,

    На все организационные вопросы Вы сможете получить ответы у педагогов.

    Ознакомьтесь с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут Вам рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратитесь к школьному психологу – он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия.

    Следует выделить три основных этапа:

    подготовка к экзамену, изучение учебного материала перед экзаменом,

    поведение накануне экзамена,

    поведение собственно во время экзамена.

    Режим занятий и отдыха

    Медики не рекомендуют в период подготовки к ЕГЭ менять обычный режим дня.

    День должен начинаться с утренней гимнастики (физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима).

    После сытного завтрака нужно сразу же приступать к занятиям.

    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

    Лучше начинать занятия в 8.30 и делать перерывы для отдыха на 10–15 минут каждый час.

    К типичным приемам переключения внимания в перерывах между занятиями относятся следующие:

    Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.

    Чтение книг или просмотр фильмов – приключения, юмор.

    Легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку.

    Непродолжительное общение с друзьями по телефону и другие.

    Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому.

    После 2,5–3 часов работы нужно сделать более продолжительный (20–30 минут) перерыв для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три. Потом обед и отдых — прогулка на свежем воздухе не меньше двух часов или сон. А потом можно продолжать работу еще в течение двух-трех часов. Не допускайте перегрузок.

    Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.

    Питание для мозга

    Подготовка и сдача экзаменов - дело трудное, поэтому в такое время школьнику нужно хорошо питаться, а главное, знать, что есть и в каком наборе.

    Продукты, которые помогут улучшить память:

    Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозге. Совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.

    Ананас - любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

    Авокадо - источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, и т.д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно съедать половину плода в день.

    Продукты, которые помогут сконцентрировать внимание:

    Креветки - деликатес для мозга: снабжают его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 г в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жарения).

    Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Рекомендуется съедать от половины луковицы ежедневно.

    Орехи особенно хороши, если предстоит умственный «марафон» (доклад,- конференция, экзамен). Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

    Продукты, которые помогут достичь творческого озарения:

    Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом, что способствует развитию творческого мышления.

    Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.

    Биостимуляторы интеллекта:

    К ним относятся такие природные средства как мед, облепиха, брусника, шиповник, черная смородина, клюква, цитрусовые (лимоны, мандарины, апельсины, грейпфруты), зеленый крыжовник, черная рябина, киви, барбарис. Из лекарств к ним относятся поливитамины (преимущественно – с витаминами группы В) и так называемые ноотропы (аминокислоты, необходимые для мышления, и производные от них) – по рекомендации врача.

    Специально отметим: чтобы не было привыкания – никаких синтетических (искусственных) стимуляторов: только – чай и кофе!

    Успокаивающие. Рекомендуются только природные растительные успокаивающие. Лучшее противоневротическое сочетание, помогающее мобилизоваться интеллекту – травы валериана, пустырник, мелисса, хмель, боярышник: смешать эти травы в равных долях; 1/3 сухого вещества на стакан воды залить крутым кипятком, накрыть «баней», отфильтровать и пить теплый раствор 2-3 раза в день (утро-вечер; утро-обед-вечер). Важно применять успокаивающие средства ежедневно и в одно и то же время. Утром перед экзаменом прими только биостимуляторы, а успокаивающие – нет.

    Стимулировать интеллект начинай во втором полугодии 11-го класса, а успокаивать нервы – примерно за 1 месяц до ЕГЭ.

    Подготовка к экзамену:

    Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

    Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

    Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

    Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

    Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

    Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

    Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

    Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

    Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

    Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

    Накануне экзамена

    Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

    В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

    Во время тестирования

    В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

    В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

    При получении результатов тестирования ты имеешь право, если не согласен с оценкой, подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

    Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

    Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

    Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

    Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

    Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

    Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать очки.

    Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).

    Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").

    Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

    Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

    Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

    Удачи тебе!

    Рекомендации социального педагога

    Рекомендации социального педагога Абзеевой Е.В.

    Рекомендации при работе с детьми употребляющими ПАВ, алкоголь

    Не эффективно:

    1)запугивание (запретный плод сладок, чем чаще говоришь нельзя

    2)жесткий чрезмерный контроль(дети должны знать, что им доверяют)

    3)публичная критика(нельзя унижать ребёнка, понижать его самооценку)

    4)ссылаться на выступления наркоманов(у детей может создаться впечатление, что наркомания излечима)

    Нужно:

    1)практиковать доверительное и откровенное общение

    2)воспитывать не словами, а примером, поступками. Если слова расходятся с реальным поведением, эффект воспитательной работы окажется обратным желаемому.(нельзя говорить ребёнку что курение вредно, при этом самому не в силах отказаться от пагубной привычки)

    3)грамотно организовывать досуг(занятия, кружки должны быть по душе),нельзя принуждать к их посещению)

    4)организовывать доступ к психологической (тел. Доверия; помощь психолога), юридической, медицинской помощи, информационным ресурсам (достоверная информация о вреде ПАВ, алкоголя, табака….)

    Жестокое обращение с детьми

    Жестокое обращение с детьми – любое действие или поступок со стороны родителей или других взрослых, которые влекут за собой риск нанесения детям серьезной физической или психологической травмы.

    Виды жестокого обращения с детьми.

    · Физическое насилие

    · Эмоциональное насилие

    · Пренебрежение нуждами (потребностями ) ребенка

    · Сексуальное насилие(злоупотребление)

    Факторы риска жестокого обращения с детьми :

    1. Возраст ребенка :чем младше ребенок ,тем более он уязвим

    2. Индивидуальные особенности детей ,требующие от родителей значительных усилий по контролю ребенка и уходу за ним

    3. Родители психологически предрасположены к тому , чтобы применять в отношении детей насилие или не удовлетворять их потребности

    4. Отсутствие эмпатии и не понимание потребностей детей в плане развития у родителей ,низкие навыки воспитания

    5. Родители в детстве сами подвергались насилию в семье и потому считают насилие нормальным

    6. Высокий уровень стресса и возникновение кризисных ситуаций

    7. Материально – бытовые условия и непосредственное окружение ребенка.

    Уровни риска жестокого обращения с ребенком

    · Высокий риск предполагает ,что если не вмешиваться в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, то существует вероятность причинения ему серьезного вреда, вплоть до нанесения увечий или смерти.

    · Умеренный (средний ) риск предполагает ,что если ребенок останется
    в семье ,то ему определенно может быть причинен вред.
    При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти.
    Низкий (нулевой )предполагает , что ребенку в семье ничто не угрожает , и вмешательства органов защиты детства не требуется.

    · Критический уровень риска предполагает не медленное изъятие ребенка из семьи ввиду непосредственной угрозы его жизни и здоровью.


     

    Советы социального педагога родителям

                                                                                               

                                                                                                                                      

    РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА РОДИТЕЛЯМ

    УЧАЩИХСЯ 1-4-х КЛАССОВ

         Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?", "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т. д.

    Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Ваш взгляд достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.

    Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.

    Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.

    Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

    Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.

    Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

    Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

    Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

    Методические рекомендации социального педагога учителям начальных классов и родителям.

    Рекомендации  при возникновении напряжения в общении.

    1.Проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие.

    2.Держаться спокойно, не терять самоконтроля. Говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован.

    3.Установить контакт глазами и стараться не терять его.

    4.Дать собеседнику понять,  что вы понимаете его состояние (приблизиться, наклониться к нему).

    5.Признать свою вину, если объективно таковая есть.

    6.Постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав.

    7.Показать, что вы заинтересованы с решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела.

    Рекомендации  при работе с капризными и упрямыми детьми.

    1.     Задайте себе вопрос, не подражает ли ребенок Вам. Иногда мы бурно реагируем на поступки ребенка, напоминающие наши собственные, потому что слишком хорошо знаем свои недостатки.

    2.     Не стыдите ребенка, не отталкивайте его. Не читайте долгих нотации по каждому поводу. Добивайтесь своего с помощью кратких и простых наставлений.

    3.     Подумайте, не связано ли поведение ребенка со слишком длительным пребыванием перед телевизором.

    4.     Подумайте, не стимулирует ли ребенок избыток активности. Некоторым детям требуется мостик между предельной активностью и временем тихих игр. Им приносят пользу успокаивающие занятия.

    5.     Большинство детей «перерастают» свои капризы, как только научатся ясно выражать свои желания.

    6.     Иногда дети капризничают и упрямятся перед началом болезни или в период выздоровления.

    7.     Вместо того, чтобы реагировать только на недозволенное поведение ребенка, попытаться выявить случаи хорошего поведения и вознаградить ребенка объятиями, поцелуями и похвалами.

    Рекомендации при работе с гиперактивными детьми

    1.     Необходима точная диагностика болезни на основании выявления причин и патогенеза.

    2.     Необходимо физическое закаливание ребенка.

    3.     Необходима   организация   коллективных   игр   соревновательного характера, чтобы снять вялость движений ребенка, заинтересовать его.

    4.     Необходимо обучение приемам действий   в различных видах деятельности, следует также разнообразить виды самообслуживания.

    Рекомендации общения с ворующими детьми

    1.     Ваша цель - помочь ребенку контролировать свои порывы и пояснить, почему такое поведение неприемлемо. Вы должны научить ребенка, чтобы он научился просить разрешения, а не просто брать понравившийся ему предмет.

    2.     Если Вам необходимо выяснить у ребенка, что произошло, поставьте вопрос следующим образом : «У Маши пропали карандаши, и Елена Ивановна считает, что их мог взять ты. Это правда?»

    3.     Если ребенок признается в том, что он взял чужую вещь, похвалите его за чистосердечное признание, а потом объясните последствия такого поступка. Если он будет отрицать свою вину, не обвиняйте его во лжи, а расспросите настойчивее. Не обыскивайте ребенка. Дайте ему возможность обдумывать свои слова. Возможно он скажет, что «нашел» эту вещь. Объясните ребенку, что одно дело распоряжаться своими вещами, но совсем другое - брать чужие без разрешения.

    4.     Дети не слишком искусно скрывают информацию, поэтому ведите расспросы настойчиво. Истина может постепенно всплыть после наводящих вопросов.

    5.     Не ждите, что после одного разговора случаи воровства сразу прекратятся. Усвоение таких правил требует повторения.

    6.     Иногда дети воруют, если им кажется, что ими пренебрегают, относятся к ним несправедливо или же что, взрослые слишком давят на них. Таким детям необходимо чувствовать, что они имеют значение, им требуется похвала.

    Разумное воспитание (притча)

    Однажды к Хинг Ши пришла молодая крестьянка и спросила:

    - Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

    - Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Хинг Ши. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов. 

               Иметь детей – это, конечно, счастье, но, к сожалению, не безоблачное. Послушный, безукоризненный ребенок больше похож на робота. Настоящий, живой маленький человечек не раз огорчит родителей своими поступками, за чем обязательно последует наказание. Но вот каким оно должно быть, за что можно, а за что нельзя наказывать.

    За что нельзя наказывать

    РОДИТЕЛИ должны твердо запомнить, что ребенка нельзя наказывать за врожденные недостатки, которые ребенок не в силах исправить. Например, заикание. Наказание за плохую учебу чаще всего ведет к стойкой нелюбви ходить в школу вообще, а также к обману родителей, вырыванию страниц из дневника, прогулам и т.д. нельзя наказывать за проступки, совершенные ребенком из – за непонимания, что это плохо. Ведь он просто этого не знал. Не ругайте его, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя. Если вы узнали о проступке вашего ребенка спустя длительное время после его свершения, не наказывайте его. Возможно, сейчас бы он этого не сделал, а скрывал, потому что было стыдно. Поговорите об этом. В случае же непонимания объясните, в чем состоит его вина и как вы огорчены.

     

    Как нельзя наказывать

    НАКАЗЫВАТЬ ребенка нужно только с холодной головой и обязательной  любовью к нему. Недопустимы элементы жестокости. Такие как подзатыльники, щипки, выкручивание рук или ушей. Часто родители наказывают, еще не остыв и соответственно не соизмеряя меру наказания к самому проступку. Бывают случаи, когда в наказание детей родители вкладывают еще и свое плохое настроение, раздражительность, на них свои собственные неудачи. Это совершенно недопустимо. Вы можете нанести не только телесные повреждения, но и травмировать психику ребенка, что приведет к патологической боязни наказания. А ведь для нас главное – чтобы боялись огорчить, расстроить родителей, а не ремня.

    Не стоит в виде наказания использовать домашний труд, если вы, конечно, не хотите привить, например, девочке стойкую неприязнь к уборке. Да и порученную работу ребенок может выполнить плохо, и за это вы тоже будете его наказывать? Нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообще посторонних  людей. Ведь вы хотите наказать за конкретный проступок, а не унизить. Для впечатлительных детей нет ничего страшнее, и  они могут вас возненавидеть.

    Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например, сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Даже преступников не судят дважды за одно преступление.

    Как можно наказывать

     ОБЯЗАТЕЛЬНО наказание должно быть адекватно проступку. В любом случае необходимо объяснение, за что и почему это плохо. Лучше ограничиться строгим внушением, но не криком. А для этого нужно успокоиться самому воспитателю.

    Физическое наказание возможно лишь в случае, если ребенок жесток к живому: замучил кошку, избил слабого и т. д. Но во всех случаях даже за самым жестоким проступком следует не только наказание, но и прощение.

    Может ли наказание быть средством воспитания?

    В современной педагогике не прекращаются споры не только о целесообразности применения наказания, но и по всем специальным вопросам методики – кого, где сколько, и с какой целью наказывать. К полному единодушию педагоги, видимо, придут еще не скоро, т.к. бытуют различные и порой крайне противоречивые взгляды на предмет его применения. Одни считают, что надо наказывать чаще, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, чтобы выработать правильные привычки поведения. Другие советуют прибегать к наказанию крайне редко, в исключительных случаях. А есть, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание, без каких бы то ни было наказаний.

    Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущерб окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.

    Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.

    Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым)

    Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

    Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.

    Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.

    Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.

    Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.

    Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?

     

    7 правил известного психотерапевта

    В.Леви “Важно помнить”:

    1.   Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

    2.   Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

    3.   За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

    4.   Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

    5.   Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

    6.   Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.

    7.   Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.

     

    Как разрешать воспитательные конфликты в семье?

    Для разрешения конфликта надо знать, что конкретно значимо в нем для ребенка и для родителей. Затем, остудив свои эмоции, надо спокойно выработать тактику поведения.

    Например, ребенок вырвал из дневника лист с замечаниями учителя. Анализируем. Ребенок совершил проступок: он обманул родителей, скрыв от них замечания учителя, вероятно негативного характера. Он сделал это из-за боязни быть наказанным, непонятым, из-за нежелания быть униженным и несостоятельным в их глазах, тревоги за свои отношения с ними.

    Если в этой ситуации родители не доверяют ребенку, не понимают его переживаний, не оберегают его от душевных и физических травм, не самокритичны, они скорее всего выберут в этой конфликтной ситуации стратегию соперничества. Эта стратегия самая непродуктивная. Ребенок, получивший двойное наказание за замечание учителя, за обман и порчу дневника, еще больше будет бояться подобного случая. А поскольку у него проблемы с поведением и успеваемостью, то он не застрахован от новых записей в дневнике. Следовательно, он будет вынужден снова и снова использовать испытанный способ самозащиты.

    Если при тех же отношениях с ребенком родители просто уйдут от конфликта, не будут придавать значения проступку, тем более что подобные вещи уже совершались ребенком, проступок, несомненно, повторится. Для ребенка такая реакция родителей весьма желательна.

    Родители могут приспособиться к ситуации: слегка пожурить ребенка, а затем при нем отчитать учительницу, которая без конца беспокоит своими записями. Чаще сего эту стратегию принимают родители, которые либо гиперопекают  ребенка, либо безразличны к его проблемам. Такое поведение родителей самое желательное для ребенка, но его проступки через некоторое время могут повториться вновь.

    Очевидно, самой перспективной позицией в конфликтной ситуации является ее совместное обсуждение с ребенком – выявление его желаний, переживаний, мотивов поведения – и совместное принятие решений. В данной ситуации ребенок прежде всего должен получить гарантии того, что его выслушают и попытаются понять.

     

    Преодоление трудностей в общении с ребенком

    Поведение ребёнка: Ноет, шумит, встревает в разговор, не слушает.

    Цель, которую преследует ребёнок: Привлечь к себе внимание.

    Реакция родителей: Раздражаются.

    Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Прекращает на время, затем снова начинает.

    Рекомендации:

    1.   Игнорировать

    2.   Акцентировать внимание на хорошем поведении

    3.   Задать вопрос: "Может ты хочешь, чтобы я обратил(а) на тебя внимание?"

     Поведение ребёнка: Отказывается делать то, о чём его просят.

    Цель, которую преследует ребёнок: Показать, что имеет власть над другими.

    Реакция родителей: Начинают сердиться, пытаются использовать свою власть, заставляют.

    Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Упрямится, усиливает неповиновение.

    Рекомендации:

    1.   Избегать конфликтов

    2.   Стремиться объяснить неправильность поведения

    3.   Не выказывать свой гнев

     Поведение ребёнка: Вредит, оскорбляет, не слушает доводов родителей.

    Цель, которую преследует ребёнок: Отплатить, отомстить, взять реванш.

    Реакция родителей: Чувствуют гнев, обиду.

    Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Стремится отплатить ещё больше.

    Рекомендации: Не показывать обиду

     Поведение ребёнка: Требует помощи, стремится доказать своё неумение.

    Цель, которую преследует ребёнок: Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.

    Реакция родителей: Соглашаются, что ребёнок ни на что не способен.

    Ответ ребёнка на реакцию взрослых: Остается беспомощным

    Рекомендации: Поверить в способности ребёнка, дать понять, что в него верят.

     Пути преодоления конфликта  между родителями и подростком

     Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребёнка. Поиск решения достигается при помощи особой методики – «шесть шагов».

    Первый шаг

    Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживаниях.

    Второй шаг

    Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.

    Третий шаг

    Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.

    Четвёртый шаг

    Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

    Пятый шаг

    Определить, как выполнить это решение: что надо сделать.

    Шестой шаг

    Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?»

     


      

    Рекомендации для родителей и педагогов для целенаправленного воздействия на личность трудных детей и подростков

     

       В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

    Существуют следующие группы педагогических приемов:

      Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта:

       - проявление доброты, внимания, заботы;

       - просьба;

       - поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и

         потребностей, выражение положительного отношения).

    Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:

    -         поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

    -         любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;

    -         форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;

    -         награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

    -         поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;

    -         помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;

    -         никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

    -         ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;

    -         если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;

    -         всегда учитывайте состояние ребенка;

    -         не унижайте ребенка;

    -         соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».

     

    В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка.

    -         «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;

    -         обходное движение. Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безогово­рочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие. Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С. Макаренко назвал обходным движением;

    -         Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом случае простить, все понимать — это все прощать;

    -         проявление огорчения;

    -         проявление умений учителя, его мастерство.

    Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

    -         Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

    -         Доверие.

    -         Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

    -         Вовлеченность в интересную деятельность.

    -         Пробуждение гуманных чувств.

    -         Нравственное упражнение.

    Приемы, строящиеся на понимании динамики чувств и интересов ученика.

    -         Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.

    -         Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее, он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

    -         Активизация сокровенных чувств воспитанника. Воздействие заключается в создании обстоятельств, вызывающих звучание глубоко скрытых чувств, которые способствуют воспитанию благородных стремлений.

    Прямые и косвенные тормозящие приемы.

    -         Констатация поступка. Прямая констатация поступка характеризуется высказыванием, которое делает акцент на данном поступке, косвенная констатация поступка выражается высказыванием или действием, которое доказывает ученику, что его поступок педагогу известен.

    -         Необычный подарок. «Вечером воспитатель преподнес девочкам букеты сорняков, собранных с их рядков. Все смеялись, смеялись и Рая с Таей. Зато и сорняков больше на их грядках не стало».

    -         Осуждение. Это прием открытого отрицательного отношения педагога к нарушению моральных норм.

    -         Наказание. Наказание действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью. Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание.

    -         Приказание.

    -         Предупреждение.

    -         Возбуждение тревоги о предстоящем наказании.

    -         Проявление возмущения.

    Вспомогательные приемы.

    -         Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.

    -         Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.

    Итак, мы рассмотрели различные способы влияния на трудного ребенка. Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик - это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии. Оно ему не навредит, но растопит лед недоверия и отчуждения. Это первый шаг взрослых на пути к ребенку, чтобы правильно понять его, принять и вовремя помочь, более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

    Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

    -         Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).

    -         Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педколлектива школы).

    -         Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.

    -         Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

    При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

    Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним. Условиями реализации данного принципа являются:

    -         стимулирование самопознания учеником своих положительных черт;

    -         формирование нравственных качеств при самооценке своего поведения;

    -         постоянное внимание к положительным поступкам ученика;

    -         проявление доверия к ученику;

    -         формирование у него веры в свои силы и в возможность достижения поставленных целей;

    -         оптимистическая стратегия в определении воспитательных и коррекционных задач;

    -         учет интересов учащихся, их индивидуальных особенностей, вкусов, предпочтений, на основе этого пробуждение новых интересов.

    В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:

    -         преобладание позитивных оценок в анализе поведения ученика;

    -         проявление в общении с подростком уважительного отношения к нему;

    -         приобщение педагогом ученика к добру и доброте;

    -         защита педагогом и психологом интересов подростка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

    -         постоянный поиск педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и коррекционных задач, которые принесут пользу каждому подростку;

    -         формирование педагогами в классе, школе гуманистических отношений, не допускать унижения достоинства подростков.

    Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик. Условиями реализации данного принципа являются следующие:

    -         учет особенностей социального окружения подростка при решении воспитательных и коррекционных задач;

    -         координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность подростка;

    -         обеспечение комплекса социально-психолого-педагогической помощи подростку;

    -         учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения и т.д.);

    -         коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и от средств массовой информации.

    В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах:

    -         воспитательная и коррекционная работа строится с учетом особенностей социальных отношений подростка;

    -         воспитательно-коррекционная работа должна проводиться не только в школе, необходимо широко использовать и учитывать реальные факторы социума;

    -         необходимо корректировать негативное влияние окружающей среды на ребенка;

    -         все участники воспитательно-коррекционного процесса должны взаимодействовать.

    Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

    Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

    -         оценка изменений индивидуальных качеств ученика;

    -         выбор специальных средств педагогического воздействия на каждого ребенка;

    -         учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе воспитательно-коррекционных средств, направленных на его социальное развитие;

    -         предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

    В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

    -         работа с трудновоспитуемыми школьниками должна ориентироваться на развитие каждого из них;

    -         поиск способов психолого-педагогических способов коррекции поведения трудновоспитуемого ученика надо вести на основе взаимодействия с ним;

    -         постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ученика.

    Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции.

    В психолого-педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

    -         включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;

    -         выявление волевой готовности к решению проблемы социальных отношений;

    -         стимулирование самопознания подростков в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

    -         оказание помощи трудновоспитуемым учащимся в анализе проблем социальных отношений и в проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

    В психолого-педагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

    -         проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них;

    -         подросток не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;

    -         не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;

    -         волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их не воспитывать сегодня;

    -         нельзя предусмотреть все трудности жизни, но надо быть готовым к их преодолению.

    Социальный педагог МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары Абзеева Е.В.


     

    О возрасте, с которого наступает уголовная ответственность

     

    1.    Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

    2.    Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет подлежат уголовной ответственности за следующие преступления:

    ·       Убийство (ст. 105);

    ·       Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111);

    ·       Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112);

    ·       Похищение человека (ст.126);

    ·       Изнасилование (ст.131);

    ·       Насильственные действия сексуального характера (ст.132);

    ·       Кражу (ст. 158);

    ·       Грабеж (ст. 161);

    ·       Разбой (ст.162);

    ·       Вымогательство (ст. 163);

    ·       Неправомерное завладение автомобилем или иными транспортными средствами без цели хищения (покататься) (ст.166);

    ·       Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть 2 ст. 167);

    ·       Терроризм (ст.205);

    ·       Захват заложника (ст. 206);

    ·       Заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст.207);

    ·       Хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 и 3 ст. 213);

    ·       Вандализм (ст.214);

    ·       Хищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов и взрывчатых устройств (ст.226);

    ·       Хищение  либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229);

    ·       Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщений (ст.267).