Предпрофильное и профильное обучение

 

 

Предпрофильное и профильное обучение

   Приказ Министра образования РФ от 18.07.2002 №2783 "Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

   Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от13.11.15  №2534 О перечне профилей в образовательных организациях в Чувашской Республике в 2016-2017 учебном году

   «Положение об организации индивидуального отбора при приеме или переводе в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 64»  города Чебоксары Чувашской Республики для получения основного общего и среднего общего образования по программам  профильного обучения», приказ МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары от 23.05.2014г. О-239

  «Порядок работы аппеляционной комиссии по зачислению в классы профильного обучения », приказ МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары от 23.05.2014г. О-239

   «Порядок разработки, использования и хранения контрольных материалов для организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 64»  города Чебоксары Чувашской Республики для получения основного общего и среднего общего образования по программам  профильного обучения, а также обеспечения ими обучающихся», приказ МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары от 23.05.2014г. О-239

 

 

 

Сетевой взаимодействие

 

 

    Соглашение о сотрудничестве с ГАПОУ ЧР «Чебоксарский электромеханический колледж» 

    Положение о профильных колледж-классах ЧЭМК (для учащихся 8-11 классов)

    Направления профильной подготовки. Название рабочих программ.

   ПРИКАЗ МБОУ "СОШ №64" г. Чебоксары от  27.10.2015  № О-427 О создании на базе МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары «Профильного колледж - класса ЧЭМК»

 

 

 

 

 

 

Система  естественнонаучного образования  предполагает:

·         предпрофильное  обучение  на  ступени  основного  общего образования (9 класс);

·         профильное  обучение  на  ступени  среднего  общего  образования (10-11 классы).

Модель предпрофильного и профильного обучения направлена на совершенствование содержания и технологий естественнонаучного образования на компетентностной основе и использовании практико-ориентированных технологий.

На ступени основного общего образования внимание акцентируется на создании условий для формирования у школьников познавательных интересов, реализуется предпрофильная подготовка по предметам естественнонаучного цикла, создаются условия для обеспечения сознательного выбора профиля обучения в 10-11 классах.

Учитывая профильную направленность, в рамках организации предпрофильной подготовки в 9 классах  введены  элективные курсы, направленные  на:

·           раннюю предпрофильную подготовку по естественнонаучным дисциплинам:

математика «От тождественных преобразований к уравнениям»

математика  «Графики функций, содержащих модуль»

физика «Методы решений задач по физике»

информатика «GIF – анимация и  FLASH – анимация»

биология «Решение тестовых заданий по биологии»

 

   На   ступени  среднего  общего образования  (10-11 классы) в лицее  реализуется   профильное  обучение.

       Преподавание предметов естественнонаучной направленности на ступени среднего общего образования осуществляется на профильном уровне (химия, биология, физика, математика). Образовательный процесс в профильных классах носит личностно-ориентированную направленность, осуществляется на основе использования современных, в том числе информационно-коммуникативных образовательных технологий, носит практико-ориентированный характер.

        Обучение в профильных классах позволяет обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников лицея к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности

 

 

Предметы социально-гуманитарного цикла позволяют

сформировать у учащихся школы необходимые «жизненно важные» компетентности:

 

– в семейно-бытовой (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении ее проблем);

– в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

– в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

– в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

– в сфере массовой коммуникации (быть способным находить необходимую социальную информацию, критически воспринимать информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

      Учебный план 10,11 классов на 2015/2016,2016/2017 учебные года имеет социально – гуманитарный профиль обучения. 

Выбор данного профиля обучения обусловлен запросами  обучающихся, родителей,  кадровым и методическим обеспечением школы, дальнейшей профессиональной ориентацией обучающихся. Предметы данного профиля, наиболее часто выбираемые обучюащимися для сдачи в форме единого государственного экзамена в качестве вступительных в ВУЗы.

При организации социально-гуманитарного  профиля обучения (Х, XI класс)  в  учебный план включены:

- обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть федерального компонента);

- на профильном уровне  (из вариативной части федерального компонента), которые определят направление специализации образования в данном профиле, изучаются: русский язык – 3 часа, обществознание – 3 часа, экономика – 2 часа, право – 2 часа.

Обязательный интегрированный учебный предмет «естествознание» представлен  самостоятельными учебными предметами в следующем объеме: «химия» - 1 ч., «физика»  - 2 ч., «география» - 1 ч., «биология» - 1 ч.

Учебный предмет «математика» представлен предметами «алгебра и начала анализа» - 2 часа и «геометрия» -  2 часа.

В XI классе  часы, выделенные на компонент образовательного учреждения, используются для проведения элективных курсов: 4 часа в неделю. Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей программой учителя. При этом использование балльной системы оценивания не рекомендуется.

            При проведении занятий по «иностранному языку» (X-XI классы),  «информатике и ИКТ» (X-XI классы), «физической культуре» (X-XI  классы), при проведении профильного обучения в X-XI  классах (элективные курсы),  при наполняемости классов 25 и более учащихся, осуществляется деление классов на две подгруппы.

В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  в учебном плане определены формы промежуточной аттестация X-XI классов по всем учебным предметам.

 

Недельный Учебный план учащихся XI класса

МБОУ «СОШ № 64» г. Чебоксары, осваивающих ООП СОО в соответствии с  федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 5.03.2004 №1089

на 2015-2016 учебный год

 

Социально-гуманитарный профиль

Учебные предметы

Количество часов

в неделю

Формы промежуточной аттестации

Инвариантная часть

I. Базовые учебные предметы

 

 

 

Литература

3

Сочинение

Иностранный язык (английский язык)

3

Тест

Алгебра и начала анализа

2

Тест

Геометрия

2

Тест

История

2

Тест

География

1

Тест

Физика

2

Тест

Биология

1

Тест

Химия

1

Тест

Информатика и ИКТ

1

Тест

Физическая культура

3

Дифференцированный зачет по нормативам

ОБЖ

1

Тест

Всего:

22

 

II. Профильные учебные предметы

Русский язык

3

Тест

Обществознание

3

Тест

Экономика

2

Тест

Право

2

Тест

Всего:

10

 

III. Элективные учебные предметы 

 

1 группа

2 группа

 

Секреты орфографии и пунктуации

1

1

Тест

Методы решения тригонометрических уравнений и их систем

-

1

Тест

Человек. Общество. Государство

1

-

Реферат

История России в лицах

1

-

Реферат

Методы решения задач по физике

-

1

Тест

Этика и психология семейной жизни

1

 

Творческая работа

Социальная безопасность

-

1

Реферат

Всего:

4

4

 

IV. Национально-региональный компонент

Чувашская литература

1

Творческая работа

Всего:

1

 

Итого:

37 ч.

 

Предельно допустимая учебная нагрузка

при шестидневной учебной неделе

37 ч.

 

 

 

 

 

 

 

Профильное обучение - что это такое?

 

   В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. При этом ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда”.

 

Общественный запрос на профилизацию школы

 

    Основная идея обновления старшей ступени общего образовния состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

    К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований Минобразования России, “профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе”. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.

    В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др.

    Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

    Направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.

 

Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования)

 

Курсы по выбору
      В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что ученик 9 класса должен предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности. В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

Особенности организации курсов по выбору
      Основная функция курсов по выбору – профориентационная. В этой связи число таких курсов должно быть по возможности значительным. Они должны носить краткосрочный и чередующийся характер, являться своего рода учебными модулями. Курсы по выбору необходимо вводить постепенно. Единовременное введение целого спектра разнообразных курсов по выбору может поставить ученика (семью) перед трудноразрешимой задачей. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения “поля возможностей и ответственности”.

 

Профильное обучение (на старшей ступени общего образования)

 

      Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

      Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории: классическая (цель — подготовка в университет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

 

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

•  обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

•  создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

•  способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

•  расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.